Юниэль
Привет, Эос. Сегодня мы поговорим об агрессии.

Бывает так, что человек очень-очень недоволен своей жизнью: личной, профессиональной, самим собой — возникает и копится постоянное напряжение, уровень ауто- и гетеро- агрессии становится несоизмеримым с масштабом проблемы. Любое, казалось бы, абсолютно незначительное событие вытягивает из нас силы и провоцирует сильные и резкие эмоциональные реакции, которых мы порой сами от себя не ожидаем.


Например, водитель начинает сигналить и ругаться за рулем, когда другой участник движения, по его мнению, поступил некорректно. Или же — в заведении подают блюдо, которое не соответствует ожиданиям, посетитель тут же реагирует грубым образом, начинает эмоционально предъявлять претензии и обвинения сотрудникам ресторана, не высказав сначала спокойно свое мнение и собственные пожелания в связи с инцидентом.

Такое агрессивное поведение свидетельствует о большом внутреннем напряжении, нехватке ресурсов на конструктивные реакции и недовольстве собственной жизнью в целом.

Поэтому первый и очень важный шаг в работе с агрессией — разрешить себе испытывать эти чувства и посмотреть, от чего конкретно они нас защищают, что именно стоит за этой реакцией.

Если удается понять, от чего именно мы защищаемся агрессивным поведением, тогда становятся доступны и ощутимы другие эмоции. И уже можно начать работать с ними. Если это чувство страха, то, справившись с ним, мы уже не будем также же сильно реагировать на аналогичные конфликты в дальнейшем.

Агрессия и раздражение — это защитные реакции, призванные оберегать нас от других болезненных переживаний. Чтобы справиться с ними, как я уже говорил, особенно важно постараться в каждом конкретном случае увидеть причину, понять, что именно она защищает. Какие ценности? Какой дефицит обнажает эта ситуация? (подсказка: их, дефицитов, может быть очень и очень много)


Данное упражнение требует регулярной тренировки. Возможно, не удастся сразу же обнаружить причины агрессивной реакции. Но мы можем анализировать эти ситуации после того, как они уже произошли, это также способствует лучшему пониманию своих чувств и эмоций.

Шаг первый. Вспомните случай, когда вы испытывали раздражение. Понимаете ли вы, что конкретно вас задело? Какие слова, поступки, происшествия?

Друг в последний момент отменяет встречу, сославшись на внезапно возникшую работу или домашние дела.

Шаг второй. Как вам кажется, что именно защищает эта эмоциональная реакция? Какие ваши ценности или же дефициты?

Я освободил время, отказавшись от других возможностей, был настроен на общение и имел определенные ожидания. Что может скрываться за раздражением в данной ситуации? Разочарование из-за неоправданных ожиданий; беспокойство, что в жизни происходит много незапланированного; также, возможно, возникновение чувства обиды из-за того, что друг с легкостью отказывается от встречи. Здесь под угрозой уже оказывается собственная ценность для другого.

Шаг третий. Иногда понимания себя, своих эмоций (второй шаг) может быть достаточно, чтобы напряжение снизилось.

Третий шаг предусматривает поиск оптимального для себя решения. После обнаружения первопричины подумайте, как вы могли бы отреагировать на ситуацию? Что было бы правильно и хорошо для вас?

Например, можно рассказать другу о своих переживаниях. Помните, что любые отношения - диалог, в которых каждый имеет право голоса. Можно еще раз почувствовать и постараться принять то, что в мире много неопределенности и незапланированных ситуаций. Постараться найти себе приятное занятие на освободившееся время.


Работа над собой всегда очень трудная, но у вас всё обязательно получится. Спасибо за внимание.



(Пример-иллюстрация - Паппикэт из "Bee and Puppycat". Спонтанная агрессия к любому раздражителю из-за неудовлетворённости текущим положением дел в жизни).