• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
15:32 

1001

Пеннак "Господа дети"
Млодик "Школа и как в ней выжить"
Гончаров "Обыкновенная история"
Тассо "Освобожденный Иерусалим"
Шекспир "Ричард III"
Шекспир "Гамлет"
Шекспир "Макбет"
Шекспир "Тимон Афинский"
Шекспир "Троил и Крессида"
Шекспир "Кориолан"
Шекспир "Антоний и Клеопатра"
Шекспир "Король Лир"
Шекспир "Отелло"
Шекспир "Юлий Цезарь"
Шекспир "Ромео и Джульетта"
Шекспир "Тит Андроник"
Гёте "Страдания юного Вертера"
Людвиг Тик "Белокурый Экберт"
Аристофан "Лягушки"
Барков "Король Бардак 10"
Ницше "Так говорит Заратустра" ПРОЦЕСС
Ницше "Антихрист"
Серёгин "Предисловие к будущему"
Шопенгауэр "О ничтожестве и горестях жизни"
Шопенгауэр "Эристика"
Алистер Кроули "Магия в теории и на практике"
Кастанеда "Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки" Кастанеда "Отдельная реальность"
Кастанеда "Путешествие в Икстлан"
Кастанеда "Сказки о силе"
Кастанеда "Второе кольцо силы"
Кастанеда "Дар орла"
Кастанеда "Огонь изнутри"
Кастанеда "Сила безмолвия"
Кастанеда "Искусство сновидения"
Кастанеда "Активная сторона бесконечности"
Кастанеда "Колесо Времени"
Кастанеда "Магические пассы: практическая мудрость шаманов древней Мексики"
Олдос Хаксли "О дивный новый мир"
Олдос Хаксли "Остров"
Герман Гессе "Паломничество в страну Востока"
Герман Гессе "Демиан"
Жан Кокто "Ужасные дети"
Жан Кокто "Орфей"
Стриндберг "Игра Снов"
К. Гамсун "Мистерии"
М.и С. Дяченко "Vita Nostra"
Дж. Осборн "Оглянись во гневе"
Т.Уайлдер "Мартовские иды"
Хорхе Луис Борхес - рассказы
Джек Лондон "Мартин Иден"
Олдос Хаксли "Контрапункт"
Томас Манн "Волшебная гора"
Томас Манн "Избранник"
Г.Г. Маркес "Сто лет одиночества"
Макс Фрай "Ключ из желтого металла"
Бернард Маламуд "Шляпа Рембрандта"
Салман Рушди "Гарун и море историй"
Салман Рушди "Ярость"
Магнус Флорин "Сад"
Джек Керуак "Бродяги Дзармы"
Джек Керуак "В дороге"
Патрик Несс "Поступь Хаоса"
Джонатан Сафран Фоер "Жутко громко и запредельно близко"
Шота Руставели "Витяь в тигровой шкуре"
Урсула Ле Гуин "Планета изгнания"
Оскар Уальд "Кентервильское приведение"
Набоков "Камера Обскура"
Курт Воннегут "Механическое пианино"
Оливер Сакс "Человек, который принял жену за шляпу"
Олдос Хаксли "Двери Восприятия"
Луис Ревера "EXTREMO"
Олдос Хаксли "Остров"
Макс Фрай "Ключ из желтого металла"
Силла Науман "Что ты видишь сейчас?"
Терри Гудкайн "Второе правило волшебника"
Терри Гудкайн "Третье правило волшебника"
Терри Гудкайн "Четвертое правило волшебника"
Терри Гудкайн "Пятое правило волшебника"
Терри Гудкайн "Шестое правило волшебника"
Терри Гудкайн "Седьмое правило волшебника"
Терри Гудкайн "Восьмое правило волшебника"
Терри Гудкайн "Девятое правило волшебника"
Терри Гудкайн "Десятое правило волшебника"
Терри Гудкайн "Одиннадцатое правило волшебника"
"Заклинатель лошадей", Николас Эванс
"Отличное равновесие", Рохинтон Мистри
"Ведьмы переходят границы", Терри Пратчетт
"Король былого и грядущего", Теренс Уайт
"Очень голодная гусеница", Эрик Карл
"Мужчина и мальчик", Тони Парсонс
"Сыновья и любовники", Д. Лоуренс
"Гейди", Джоанна Спири
"Ничейный дневник", Джош и Уидон Гроссмиты
"Лолита", Владимир Набоков
"Фантастический мистер Фокс", Роальд Даль
"Они играли на траве", Терри Венейблес и Гордон Уильямс
"Корабельные новости", Энни Прул
"Мир по Гарпу", Джон Ирвин
"Лорна Дун", Ричард Блэкмор
"Девчонки гуляют допоздна", Жаклин Уилсон
"Речной бог", Уилбур Смит
"Сердце тьмы", Джозеф Конрад
"Вышивка крестиком", Диана Габальдон
"Секреты", Жаклин Уилсон
"Серебряный меч", Йен Сьерраильер
"Уловка-22", Джозеф Хеллер
"Пение птиц", Себастьян Фолкс
"Молитва об Оуэне Мини", Джон Ирвин
"Дневник Трейси Бикер", Жаклин Уилсон
"Дэвид Копперфильд", Чарльз Диккенс
"Филантропы в рваных штанах", Роберт Тресселл
"Тайная история", Донна Тарт
"Неуютная ферма", Стелла Гиббонс
"Каин и Авель", Джеффри Арчер
"День шакала", Фредерик Форсайт
"Ключ скелета", Энтони Горовитц
"Хозяин морей", Патрик О’Брайан
"Мотылек", Анри Шарьер
"Тайный дневник Адриана Моула, начатый в 13 с половиной лет", Сью Таунсенд
"Джуд Незаметный", Томас Харди
"Жестокое море", Николас Монсаррат
"Рискованные игры", Жаклин Уилсон
"Библия ядовитого леса", Барбара Кингсолвер
"Ангус, ремни и конкретные обжимашки", Луиз Рэннисон
"Рассказы служанки", Маргарет Этвуд
"Вечеринка с ночевкой", Жаклин Уилсон
«Невыносимая легкость бытия» — Милан Кундера
«Возвращение в Брайдсхед» — Ивлин Во
Сесилия Ахерн "Посмотри на меня"
«Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкин
«Случаи» Даниил Хармс
Иэн Макьюэн — Амстердам
Виктор Пелевин — Омон Ра
Наринэ Абгарян — Манюня
Габриэль Гарсиа Маркес — Вспоминая моих грустных шлюх
Джеффри Линдсей «Дремлющий демон Декстера»
Поппи Брайт «Изысканный труп»
Андрей Белянин «Багдадский вор»
Умберто Эко «Пражское кладбище»
Туве Янсон «Волшебная зима»
Владимир Орлов «Альтист Данилов»
Ольга Покровская «Булочник и Весна»
Марсель Пруст «По направлению к Свану»
Дина Рубина трилогия «Русская канарейка»
"Тень ветра" Карлос Руис Сафон
"Убежище 3/9" Анна Старобинец
"Крабат, или Легенды старой мельницы" Отфрид Пройслер
"Дьявольские куклы мадам Мэндилип" Абрахам Меррит
"За гранью времен" Говард Филлипс Лавкрафт
"Аскетская Россия" А.Сенаторов, О.Логвинов
"Мой дедушка был вишней" Анджела Нанетти
"Город Мечтающих Книг" Вальтер Моэрс
"Сонные глазки и пижама в лягушечку" Том Роббинс
Джеймс Сваллоу «Эффект бабочки»
Анхель де Куатьэ «Дневник сумасшедшего»
Стивен Фрай «Как творить историю»
Одри Ниффенеггер «Жена путешественника во времени»
Айзек Азимов «Конец Вечности»
Владислав Крапивин «Бабочка на штанге»
Пол Андерсон «Патруль Времени»
Роберт Хайнлайн «Дверь в лето»
Томас Скарлетт "Наша трагическая Вселенная"
Дорис Лессинг "Пятый ребёнок"
Дорис Лессинг "Бен среди людей"
Питер Акройд "Чарли Чаплин"
"Записки у изголовья" Сэй-Сенагон
Татьяна Толстая - Кысь
«Три товарища» Эрих Мария Ремарк
«Доктор Живаго» Борис Пастернак
«Процесс» Франц Кафка
«Два капитана» Вениамин Каверин
«Архипелаг ГУЛАГ» Александр Солженицын
«История одного города» Михаил Салтыков-Щедрин
«На Западном фронте без перемен» Эрих Мария Ремарк
«По ком звонит колокол» Эрнест Хемингуэй
«Триумфальная арка» Эрих Мария Ремарк
«Москва — Петушки» Венедикт Ерофеев
«Белая гвардия» Михаил Булгаков
«Замок» Франц Кафка
«Имя розы» Умберто Эко
«Посторонний» Альбер Камю
«Чума» Альбер Камю
Тайлер Нокс "Таракан"
Джон Вердон, «Загадай число»
Тесс Герритсен, «Хирург»
Деннис Лихэйн, «Остров проклятых»
Юхан Теорин, «Ночной шторм»
Жан-Кристоф Гранже, «Пассажир»
Линвуд Баркли, «Исчезнуть не простившись»
Габриэль Гарсия Маркес — "Полковнику никто не пишет"
Дуглас Коупленд — "Элинор Ригби"
Патрик Зюскинд — "Контрабас"
Майкл Каннингем — "Часы"
Ричард Матесон — "Я-легенда"
Паскаль Киньяр — "Вилла "Амалия""
Барбара О`Брайен — "Необыкновенное путешествие в безумие и обратно"
Джин Брюэр — "Планета Ка-Пэкс"
Д. М. Томас — "Белый отель"
Брет Истон Эллис — "Американский психопат"
Мартин Бедфорд — "Работа над ошибками"
Марк Хэддон — "Загадочное ночное убийство собаки"
«Возвращение в Брайдсхед» — Ивлин Во
«Ветер в ивах» — Кеннет Грэм
«Грозовой перевал» — Эмили Бронте
«Сегун» — Джеймс Клавелл
«Стража! Стража!» — Терри Пратчетт
«Улисс» — Джеймс Джойс
«На игле» — Ирвин Уэлш
Кадзуо Исигуро — "Не отпускай меня"
Иэн Макьюэн — "Искупление"
Карлос Руис Сафон — "Тень ветра"
Нил Гейман — "Американские боги"
Кормак Маккарти — "Дорога"

@темы: Норвежский лес

11:56 

#38

Л. говорит мне: «От пустоты можно избавиться». Нужно всего лишь приложить усилия. Выходи на улицу, встречайся с людьми. Что тебе нравится? (мне ничего не нравится, мне ничего не нравится, меня от всего воротит. Вчера, пока я разговаривал со знакомым, я думал о том, как пойду в уборную, закроюсь в кабинке, сяду на унитаз и буду в голос рыдать. У меня нет достоинства – у меня есть только кровоточащая рана в боку) Читай книги, смотри фильмы. Занимайся работой и учебой. Постепенно, ты перестанешь замечать пустоту. Л. говорит мне: «Постепенно, ты забудешь, что когда-то пустоты не было».

Я ненавижу привязанности, я ненавижу эту беспомощную зависимость от другого человека, эту тошнотворную слабость в теле, эту рассеянность, неспособность сконцентрироваться ни на чем больше (когда ты вернешься, когда ты вернешься, когда ты вернешься – сотни, тысячи раз подуманное за день). Я ненавижу не находить себе дела, ненавижу оборачиваться на прохожих в толпе, потому что – та самая интонация, тот самый запах. Я ненавижу это унизительное чувство надежды, когда просыпаешься и надеешься, что уже прошло не два дня, а неделя, а значит, осталось совсем немного, совсем чуть-чуть. Мы почти сделали это, Хьюстон. Нужно просто взять себя в руки.

Я собака, запертая в четырех стенах, которая мечется из комнаты на балкон, с балкона – на кухню, и нигде не находит себе места. И не могу покинуть квартиру, и не могу в ней оставаться.

В пустоте как таковой нет ничего плохого; это память о цельности ранит. Там, где раньше была здоровая плоть, теперь гниющая дыра, и мне не то что не хочется трогать это место – мне не хочется думать о нем. И день за день я вычеркиваю воспоминания: мне никогда не было хорошо, мне никогда не было радостно, день за днем мне было одиноко, страшно и больно. Всегда было пусто.

Хуже всего моменты, когда пустота добирается до тебя, трясет бумажными стаканом: «Подай! Подай!» - ты виновато разводишь плечами: ничего не осталось. И тогда она лезет руками тебе внутрь, вынимает спрятанное воспоминание, вылизывает его своим черным языком и возвращает обратно. Что, если все люди, которые относятся к тебе хорошо, только притворяются? Что, если они смеются над тобой? Что, если ты выглядишь глупо? Что, если ты обманываешься, считая, что между вами есть эмоциональная близость? Тысячи вопросов, над всеми нужно подумать.

Пустота находит тебя, когда:

- ты едешь на учебу в метро и, дав слабину, засматриваешься на пассажиров в соседнем вагоне;

- скучаешь за книгой и вдруг на секунду перестаешь вникать в текст;

- готовишь с утра овсяную кашу и решаешь отложить телефон в сторону, чтобы не читать очередную статью;

- укладываешься спать и в полусне отворачиваешься к стене;

- надеваешь носки и вдруг застываешь, глядя через окно на чужую собаку.

(нужно постоянно заставлять себя фокусироваться, нельзя разрешить себе отвлекаться, в этом весь секрет)

Я хочу довести индивидуализм, самоценность, самодостаточность до того порога, где тебе никто не нужен и ты никому не нужен. И больше нет ни желания нравиться другим, нет чувства долга, нет обязанности быть хорошим, добрым, отзывчивым, ни перед кем не нужно казаться лучше.

22:48 

Одиночество - это привычка. Ты постепенно привыкаешь делать только одну чашку чая, покупать одну порцию продуктов, чтобы не испортились, и никуда особенно не выбираешься по вечерам (куда ты пойдешь один?). И обсуждаешь с другими только абстрактные вещи, не будешь же ты рассказывать своей преподавательнице, что у тебя лампочка перегорела и соседи завели щенка.

И медленно, сантиметр за сантиметром, ты стираешь, снашиваешь воспоминания о совместности, о разделении быта. И свыкаешься с тем, кто квартира пустая, и никто тебя по вечерам не ждет, и единственный голос в квартире - это твой голос.

Я недавно с ужасом понял, что эта смехотворная практика слушания радио в пустой квартире, это вечно включенная радиоточка в квартирах, где живут пожилые люди, - это не практика слушания новостей (как там партия, как там товарищ сталин?)

Это практика ухода, бегства от одиночества, когда никто не придет и никто не позвонит.

19:31 

Вопросный моб.

От Горбач

1. Представим, что вот, в рандомный день через месяц у тебя есть все ресурсы для воплощения всего-всего, что придёт в голову. Почти как начать новую жизнь (допустим, нет никаких финансовых проблем и воинской обязанности, и необходимости жить с родственниками, этовсё, что обычно держит и угнетает): ты стоишь перед своей жизнью, как перед светлым горизонтом возможностей, и ничто не тянет тебя назад. Что ты будешь делать? Куда пойдёшь и почему? Или останешься на месте? Чем будешь заниматься, что будет первыми приоритетами? Ну, ты понял, это на предмет помечтать ах, если бы...




2. Расскажи, по каким людям, которые покинули твою бытовую действительность, ты скучаешь? Туда же: из тех людей, с которыми вас развела жизнь, за каких ты радуешься - что всё? (если не сложно, дай небольшое обоснование с: )




3. Какие слова ты сказал бы любимому писателю/музыканту/режиссёру?))




4. Пять тем для эссе, которые было бы полезно написать каждому?




5. Скажем, у тебя есть возможность заказать у меня историю, которую я стописят тыщ процентов напишу, - о чём она?


21:06 

Вот, например, такой урок взросления: раньше мне казалось, что чувства очень важны, и если тебе плохо, то это ощущение должно быть значимым и для всех остальных. И мы могли провести дни, обсуждая, как и что кому болит, и что именно не так, и в этом была поразительная близость и открытость с другими. И – что поразительнее всего – в этом была своя новизна. Сегодня тебе болит совсем не так, как вчера, и твоих друзей беспокоит совсем не то, что на прошлой неделе.
А теперь, как бы сильно тебе не болело, у тебя завтра работа и нужно готовиться к лекции. И у друзей твоих работа, и она выматывает, она не оставляет времени ни на что другое. Ну и, конечно, вы обсуждаете вместе какие-то проекты, и шутите про людей, с которыми работаете, и стараетесь не затрагивать тему, как кто проводит время после работы. После работы вы спите или пытаетесь уснуть. Просыпаетесь после полуночи и, если не удается снова заснуть, бродите по дому, стараясь не прислушиваться к тому, что происходит внутри вас.

10:56 

***

вместо стихов нужно было
учить математику
никто так и не попросил рассказать
наизусть «Одиссею»
(хотя я был готов и к таким вызовам)
и каждый день я решаю неравенство,
что больше:
я или мое одиночество?
каждый день я стараюсь понять,
что больше:
я или мое одиночество?

и каждый день я стараюсь найти Х,
спрятанный в городах, не похожих на мой,
и каждый день я получаю,
что привязанность Х ко мне

отрицательное число.

я вычитаю из общей суммы:
минус сутки, когда я лежал и смотрел в стену,
боясь пошевелиться, боясь подать хоть один признак жизни
минус неделя, когда я забывал выйти из дома,
минус полгода, когда необходимость говорить
заставляла плакать
--
и получаю ноль

и я делю на пять, я делю на десять,
я разделяю себя на сто тысяч частей,
но мне не становится менее больно

каждый день я решаю неравенство,
что больше:
я или мое одиночество?
каждый день я стараюсь понять,
что больше:
я или мое одиночество?

15:56 

1001

Hoizer
Pearl Jam
The Killers
Rebecca Sugar (Всё, что смогу найти)
CLANN
Subheim
Coldplay
Young the Giant
Dido
Lorde (вы спросите "куда больше?" - я отвечу "всегда есть куда") ПРОЦЕСС
Snow Patrol
The Fray
Claude Debussy
Massive Attack
Placebo
The Correspondents
The Smiths (вы спросите "куда больше?" - я отвечу "это всё ещё не Флёр")
Alt-J треугольничек
Richard Wagner
Канцлер Ги
Alexander Desplat
Veronique Vaka
Yann Tiersen
Fleetwood Mac
Soft Pastels
Sylvain Chauveau
Carly Rae Jepsen
Laurie Anderson
Sparks
Joanna Newsom
АлоэВера
Tom Grennan
Sneaker Pimps
Thievery Corporation
Metallica
Of Monsters And Men
Brainstorm
Mozart
Jeremy Soule

11:08 

У тебя есть шанс.
(Пытался удалить, но не получается, понимаешь?)

15:17 

#39

Мне стало сложно писать про эмоции и чувства. Это случается не в первый раз, давно пора привыкнуть. Но меня каждый раз поражает немота языка (что же мне теперь делать, когда никаких слов не осталось для того, чтобы писать о том, что я испытываю). Все в мире важнее того, что я чувствую. Поэтому последние усилия я трачу не на то, чтобы все-таки работать со своими ощущениями, а на то, чтобы засунуть их еще глубже, утрамбовать, смешать их с грязью, превратить их в компост (из которого не прорастет никаких цветов). Мне нечего писать в дневник, мне не над чем рыдать, мне не за что зацепиться.

Мне вообще стало сложно писать. Я откладываю написание текстов на самый последний момент, уверяю себя, что сяду писать в десять или одиннадцать вечера, не сажусь, конечно же, потому что слишком устаю. И ни в какую утрату, ни в какую боль больше не скрыться. Боль теперь не проговорить, не прописать, не озвучить – она просто здесь, такое уродливое, несчастное чувство, которое я ненавижу и от кого хочу убежать, но убежать некуда. И, если бы еще это было острое переживание, которое происходит здесь и сейчас, которое режет ножом глубже и глубже, еще можно было бы что-то придумать. Но теперь это ноющее фантомное переживание.

В последнее время я постоянно плачу, причина моих слез не имеет никакого значения. Я использую мир вокруг для того, чтобы практиковать свою грусть. Я оплакиваю какие-то другие вещи, в которых отказываюсь сознаваться, поэтому я плачу над рекламой Икеа; я плачу на аниме про школу; я плачу в автобусе, слушая Ди Антвурд; я плачу, когда читаю книгу о пожарах; плачу, стоя под душем, хотя меня ничто не расстраивает и ничто меня не ранит.

12:24 

#37

Я живу чувством утраты. Моя подруга рассказывает, как они планируют с ее парнем будущее: сначала съемная квартира, потом, может, купят свою, отдых зимой там, отдых весной в другом месте. Я ничего не планирую. Я ничего не жду.

Скажем, сегодня проводим много времени вместе. Долго разговариваем. Готовим вместе еду. Гуляем с собакой. Я не могу дать себе прожить это мгновение радости, я не могу позволить себе остановиться в этом эпизоде счастья. Каждая секунда близости с кем-то содержит в себе потенциал разрыва, так зачем наслаждаться? Все эти слова, все эти прикосновения – их еще предстоит вырывать из себя, их еще придется зачищать слезами и кровью.

Я проживаю утрату каждым жестом, каждым словом. Чем ближе мы становимся, чем приятнее нам быть рядом, тем больнее будет расставаться, поэтому я буду ранить и тебя, и себя (а потом, в другую сторону: и себя, и тебя).

Зачем тревожиться, что все закончится, если я могу закончить все сам, в любой момент.

13:11 

03.07.2017 в 16:50
Пишет Добрые новости:

Сайт с мурчанием котов
Бельгийский разработчик и саунд-дизайнер Стефан Пиджон создал сайт Purrli, на котором можно в специальной звуковой панели настроить мурлыканье кота. Так, например, можно корректировать темп, тембр, громкость звуков, а также их настроение — более сонный, игривый, счастливый. Кроме того, успешно регулируется эпизодическое мяуканье.



«Звук мурлыканья кошки является одним из самых приятных звуков, который может и успокоить, и утешить, когда ты напряжен. Purrli пытается воссоздать как, собственно, звук, так и присутствие реальной кошки с помощью собственного звукового метода, который моделируется на основе реальных кошек, — объясняет Стефан Пиджон. — С мурлыканьем, которое плавно меняется время от времени, Purrli становится более настоящим и живым».

Разработчик признается, что сначала задумал все это в качестве шутки. Однако огромное количество положительных отзывов показало, что мурлыканье действительно нужно людям. На сайте Стефан выкладывает присланные ему сообщения, свидетельствующие о том, что кошачьи звуки положительно влияют на различные сферы: производительность, настроение, сон, контроль стресса и многие другие.

При этом сервис оказался полезным и для самих животных. «Я только что переехал, и мой котенок очень страдает, оказавшись на новом месте. Но ваши звуки действительно помогают ему освоить это новое место. Спасибо, что помогли успокоить мою малышку!»

URL записи

19:37 

15.06.2017 в 12:40
Пишет Добрые новости:

“20 батов за пакет — чтобы кошкам был обед!..” Эту поговорку ежедневно слышат жители одного из таиландских городов. Её произносит бездомный босой мужчина, торгующий лимонами. Люди зовут этого человека Лунг Дам. Он голоден всегда. Выручка за продажу лимонов небольшая, и он полностью тратит её на корм для уличных животных. Да, он единственный их “папа” в округе! Собаки и кошки толпами летят к нему на зов, потому что знают — не обидит. Лунг не успокоится, пока не обойдет весь свой район и не наполнит каждый тощий живот отборными свежими консервами или сухим кормом.

“Я могу ходить голодным, но животинка — нет. Она должна есть, ведь у неё нет силы воли и сознания, чтобы претерпеть голод”, — говорит Дам. Бездомных животных он считает своей семьёй.


Недавно фото Лунга и его питомцев появились в интернете — их выложила девушка по имени Варуня, которая прониклась судьбой этого бездомного. После прочтения истории многие люди решили помочь мужчине кормом и одеждой, а добрый парикмахер постриг его совершенно бесплатно.

Лунг всегда улыбается. А люди спешат купить товар у человека, в улыбке которого таится огромная сила! Сила добра. )

Источник
Спасибо за ссылку bakemunja.


URL записи

19:47 

Прочитано. Май.

Кафка: "Процесс", "Превращение" (пробовал на английском, увы, не хватило базы и вернулся к переводу), "Голодание".
читать дальше
Оруэлл: "1984" читать дальше

Гиллен и Маккелви Браун: серия комиксов "Молодые Мстители" 1 ч. читать дальше

Марина Цветаева. Сборник сочинений. В очень долгом процессе. читать дальше

13:38 

lock Доступ к записи ограничен

Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
02:27 

Мне 22. На деле это означает, что, когда мне исполнилось пятнадцать, самой популярной шуткой среди моих ровесников была шутка об анархии. О том, что если бы свергнуть власть, то всё стало бы хорошо и что вот, мы такие бунтари, будем менять политический строй нашей необъятной родины. Но, логично, многие боялись и трепетали при мысли о том, что перевороты требуют активизма и арестов. Меня никогда не задерживали, потому что я, порядочный гражданин своего порядочного государства, в пятнадцать лет сидел за учебником по обществознанию. И здесь вы уместно спросите, зачем тогда я морочу вам голову этими лирическими историями про задержания, про страдания подростков?

А вот зачем. В одиннадцатом классе мы готовились к олимпиаде по обществознанию , и подготовка к обществознанию, царю наук, заключалась в следующем: нужно было выучить учебник, где тебе рассказывалось, как устроена исполнительная и законодательная власть в России, и выучить Конституцию. Сколько важных мужчин входит в Государственную Думу? У кого есть право вето? Кому подчиняется президент? Кто является гарантом Конституции? И вот, значит, сидим мы в классе, дети с чистыми лицами и протестующими сердцами, которые уже, если не представляли, то чувствовали то, что творится в стране. И смотрим мы в вопросы по олимпиаде, а там – ничего себе каверза! «заполните пробел, - учтиво просит нас задание, - единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Российской является _____».

Кто-то, смущенно, преодолевая стыд, вдруг шепчет: «Ну, наверное, народ?..»

И мы, оглушенные величием момента и его какой-то дикой неправдоподобностью, вписываем большими квадратными буквами в бланки ответов: народ.

Ну вот, а еще была история, совсем сентиментальная, когда мы сидели и отмечали галочками, какие права и свободы есть у русского народа. И стало совсем грустно и печально от того, что мы делали: вот вроде право на свободу ассоциаций есть, а вроде как его и нет, и свобода слова как бы есть, но как бы ее и нет.

И преподаватель, выслушав наши стенания о том, как бессмысленно наше занятие, сказал: «Хоть кто-то должен знать в этой стране, какие у нас с вами есть права и свободы».

21:58 

И, наверное, тогда все и решилось. Он позвал ее вечер в кино – он, один из многих мужчин, с которыми впоследствии Йохане пришлось делить Салом. Он носил растянутый свитер, держал сигарету тремя пальцами и щурился, когда выпускал дым. Ничего особенного.

Салом оглянулась на нее, словно спрашивая, идти ей или не идти? И на долю секунды Йохана почти поверила, что ее ответ, ее честный ответ («Пожалуйста, останься со мной, останься со мной навсегда»), мог что-то изменить. Йохана знала, что будет больно, поэтому она зажмурилась.

«Ну же, иди», - она толкнула Салом в плечо. «Хорошего вечера».

И Салом наклонила голову, словно решая что-то для себя, и едва заметно кивнула.

«До встречи, Йохана!» .

Йохана простояла там несколько минут, с закрытыми глазами, нелепо надеясь и ненавидя себя за эту надежду, что, когда она откроет глаза, Салом будет стоять рядом. Салом будет стоять рядом, жевать кончик своего хвостика и улыбаться: «Как я могу оставить тебя одну?».

И дело было совсем не в смелости. Йохана всегда знала, что, если будет нужно, она выйдет на центральную площадь, всем и каждому расскажет, как она любит Салом. Йохана не думала о любви – она думала о будущем.

Что Йохана могла дать Салом; блестящей, искрящейся Салом? Склизкую, тайную жизнь, с поцелуями, о которых никому нельзя рассказать, интимность, запертую в четырех стенах? Стыдную, неловкую близость, которую нужно будет стеречь днем и ночью, чтобы никто не узнал, чтобы никто не спросил? Годы бестактных вопросов, годы взаимных обвинений, годы бессильной и душащей любви?

И поэтому Йохана сказала себе: «Нет».

Все следующие годы она говорила себе нет, когда Салом запрокидывала голову, открывала шею и смеялась; она говорила себе нет, когда Салом засыпала у нее на плече; она говорила себе нет, когда Салом подносила ее ладонь к своему лицу и шутливо целовала ее пальцы. Она говорила себе нет и кусала ладонь, когда Салом целовала ее в щеку, обнимала со спины, приходила мерять к ней одежду, пряталась у нее на кровати под одеялом.

Йохана научилась говорить слово «нет» лучше всех других слов.

21:55 

_____________________________________________________________________________________________

Она могла говорить часами. Легко переходила с темы на тему: вино, музыка, книги, кино, “Милый, вы видели постановку в Михайловском на прошлой неделе?”, здоровье мамы, погода в Санкт-Петербурге. Игриво касалась одного вопроса, а потом, склонив голову набок, стремительно ранила вас другим вопросом, и вы, разбитый, растерянный ее тактикой, раскрывали самое интимное. Обнажали перед ней нутро, а она только лениво протягивала к вам ладонь в перчатке и морщила нос.

Вот она сидит на диване, нога за ногу, руки сложены на коленях. Вот вы, теребите край пиджака, терьером посматриваете на чашку с чаем, готовый вцепиться в ее спасительный фарфор и прервать разговор неуместно громким глотком.

“Ну что, Милый, как вам мои стихи?”

И, пока вы, смущенный, неуверенный, по-мальчишески покрасневший, подбираете неловкие слова, которые рассыпаются бисером, она бросается на вас.

“Вы были с ней, Виктор? Были? Да или нет?”

И вам ничего не остается ответить, кроме правды.

Да, был. Был, но за неимением лучшего: вы вчера были в Зимнем, моя дорогая.

21:47 

уже не плачешь,

когда больно.

со временем

ко всему привыкаешь

и в перерывах

начинаешь скучать

по пыткам.



не так уж разнообразен

досуг

мученика.



плачь, страдай, кайся,

на лучшее не надейся

и спасения не жди



вот тебе мои заповеди.


_____________________________________________________________________________________________

22:49 

* * *

в два сорок

я не пишу тебе

и не звоню на линию помощи



нет причин паниковать

и будить соседей ночью



у кого не спросишь:

нужно взять себя в руки и

и терпеть дальше



только где мне найти такие руки

что будут держать

и держать крепко

пока я буду задыхаться

от беспомощности



твои ли?

14:49 

Цветы зла.

Целеустремлённые, но неуверенные в себе, прекрасные на расстоянии вытянутой руки, но невыносимые в личной жизни, нарциссы — одни из самых популярных психологических обсуждений в интернет-пространстве и жизни. Откуда берётся нарциссизм, как от него избавиться и почему многих тянет к самовлюбленным эгоистам.

Весь мир с упоением читает и смотрит сериалы про социопатов, а в нашем обществе холодность эгоизма романтизирована и поставлена чуть ли не в каноны современного поведения. Чаще всего это нарциссическая мать, из-за которой у ребенка потом вся жизнь пошла под откос, или возлюбленн_ая, котор_ая приманил_а на блеск своей харизмы, а потом морально выпотрошил_а и оставил_а ни с чем. Что же это за расстройство, как оно возникает и настолько ли оно губительно для окружающих, как его описывают?

Эдакая ярмарка тщеславия.

Черты нарцисса, на которых обыватели обычно останавливаются, — тщеславие и самовлюбленность. Другие характерные, но менее известные симптомы — недостаток эмпатии, завистливость, склонность эксплуатировать окружающих и стремление к власти (пусть даже и в своих масштабах), а также ощущение себя как особенной личности, требующей особого обращения. Все эти особенности могут проявляться в разной степени — от легкой специфики личности до заметной патологии — собственно нарциссического расстройства личности.

Учитывая, что нарциссы часто бывают действительно успешны и любимы, их экспансия в обществе может вызывать чувство несправедливости у более кротких, скромных и недооцененных людей. Может показаться, что этим самовлюбленным эгоистам совершенно незаслуженно достается слишком многое. Но при этом внутренний мир нарцисса гармоничным не назовешь. Сложно ощущать себя стабильно, когда твое чувство самоуважения вечно находится как бы «на аутсорсе» и зависит от чужих оценок.

Стыд и обесценивание.

Почему так происходит? Нейробиология на эту тему пока не предлагает внятного объяснения (кроме отдельных исследований, указывающих на недостаток серого вещества в отделах мозга, отвечающих за эмпатию и эмоциональную регуляцию), а психоаналитики, наиболее глубоко разработавшие тему, полагали, что такой тип личности формируется из-за неадекватно острой реакции на чувство стыда: самое страшное — когда окружающие люди считают тебя плохим, и худшее, что может случиться с нарциссом, — публичное снятие покровов с его кажущейся идеальности и обнаружение его истинного ничтожества* (а все, что неидеально, воспринимается им как ничтожное). Распространено мнение, что вырастить из ребенка нарцисса легче всего, непрерывно его балуя и неадекватно высоко оценивая его таланты, но наблюдения многих психологов свидетельствуют в пользу эффективности сочетания «бурная похвала за соответствие высоким требованиям» плюс «отвержение за все, что родители считают плохим поведением (особенно если это поведение, в общем-то, естественное для ребенка, например, шалости)». Тогда малыш быстро усваивает, что он хорош, когда кажется хорошим, и никому не нужен, когда просто бывает собой, со своими слабостями и недостатками.

Нарциссы, с одной стороны, охотно обесценивают чужие достижения, чтобы обезопасить себя от сравнения не в свою пользу, но с другой — им так же вечно мало собственных заслуг. Поэтому их кажущееся самодовольство — мыльный пузырь (это стоит иметь в виду скорее для того, чтобы не злиться на подобное поведение, а не для того, чтобы бить нарциссов по больному: защищая свое идеальное «Я», они способны на многое).

Из-за своей специфики нарцисс малоспособен к по-настоящему близким отношениям: он воспринимает партнера как зеркало для отражения себя (точнее, своих лучших сторон). Поэтому романы часто начинаются с идеализации («Какой восхитительный трофей, который подчеркнет мою уникальность!»), а заканчиваются разочарованием и попыткой изменить партнера под свои растущие запросы, не очень считаясь с границами его личности. Собственно, отсюда и берется столько несчастных любовных историй. С другой стороны, стоит помнить, что самому нарциссу тоже нелегко: расслабиться и показать себя простым смертным невозможно даже с супругом.
Приведу примеры.

Ольга Гуманова, психолог:

«Рядом с таким человеком проще выживать другим тяжелым невротикам, остальным — трудно, слишком холодно. Нарциссы любят образовывать союзы с шизоидами — в такой паре экстравертированный и коммуникабельный нарцисс может отвечать за отношения с внешним миром, а шизоид хранит свой собственный мир и общий мир пары, насчет которого он многое может нафантазировать, но ему в ней хорошо. Он хранит в тишине образ Нарцисса Великолепного».

Дети нарциссов испытывают повышенную психологическую нагрузку и часто вырастают с травмами. Обычно нарциссические родители рожают детей не из чадолюбия, а как еще одно доказательство своей успешности и состоятельности в жизни. Кроме того, как и в случае с равными партнерами, такие мамы и папы плохо чувствуют личные границы и воспринимают малыша как продолжение себя, пытаясь исправить его реальные и кажущиеся недостатки любыми способами.

Ольга Гуманова:

«Дети из нарциссических семей могут осознанно или неосознанно искать таких же нарциссических партнеров, липнуть к ним, впадать от них в зависимость, пытаться преодолеть их холодность, равнодушие и презрение, заслужить любовь. Где отвергают, где пренебрегают — туда их и тянет».

Типы нарциссов

В двух главных диагностических справочниках по психиатрии — европейском Международном каталоге болезней и американском DSM-V (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders) — люди с нарциссическим расстройством не делятся на группы. Тем не менее разные психологи и психиатры в своей практике периодически выделяют характерные типажи:

Влюбчивый — нарцисс, который самоутверждается в основном за счет соблазнения других, склонен к драматическим эффектам и патологической лжи.

Беспринципный — сочетает нарциссические симптомы с чертами антисоциального расстройства. Имеет размытые представления о морали, любит доминировать и манипулировать.

Гиперчувствительный — более тонкокожий и менее самоуверенный, при всем болезненном нарциссическом самолюбии ведет себя более робко и избегает ситуаций, где может оказаться «не на коне».

Инвертированный — нарцисс наоборот, который хочет не сам получать всеобщее обожание, а быть верным вассалом более яркого героя.

Ольга Гуманова:

«Инвертированные нарциссы — это такие “рыбы-прилипалы”, поклонники талантов, адепты гуру. На самом деле у них с нарциссами точно такая же структура травмы, они так же организованы личностно, но по какой-то причине отрицают нарциссическое в себе и предпочитают всегда быть рядом с кем-то, кто это себе позволяет, с кем это можно в открытую проживать. Причем “инвертированные” нарциссы запросто могут быть инвертированными в одних отношениях и классическими — в других. Например, женщина — скромная домохозяйка, серая мышь при блистательном, популярном, высокопоставленном муже. А в отношениях со своим ребенком она уже играет роль классического нарцисса — ее требованиям ребенок должен соответствовать, дотягиваться, а она дает или не дает медаль».

Как избавиться от нарциссизма

Нарциссическое расстройство часто демонизируют, нарциссизм легко приписывают абьюзерам и манипуляторам, и он действительно входит в так называемую «темную триаду» — типичный список личностных черт для людей, склонных к злонамеренному поведению. Но это еще не означает, что любой нарцисс — жестокий тиран, а его поведение не поддается коррекции. Если человек осознает, что специфика его личности создает трудности ему самому и приносит боль близким, он может успешно пройти психотерапию. Медикаментозное лечение в этом случае не применяется, если нет других сопутствующих расстройств (например, тревожности или депрессии).

Ольга Гуманова:

«С опытом я все больше убеждаюсь, что популярная сегодня “нарциссофобия” не имеет под собой реальных оснований. Любые личностные расстройства и невротические типы организации личности не исправляются только в том случае, если человек отрицает свою боль, депрессии, пытается делать вид, будто у него все хорошо. У нарциссов действительно больше поводов отрицать проблемы, потому что, как правило, у них все хорошо с карьерой и личной жизнью. Зачем мне психолог, если у меня престижная должность, высокая зарплата и толпа поклонников?

Сейчас нарциссов среди клиентов психологов — процентов 60. Люди приходят, потому что им больно, у них очень разобранное, разрозненное «я», они больше не хотят это терпеть и хотят меняться. И могут меняться, если захотят».

Как жить рядом с нарциссом

Универсального ответа на этот вопрос нет — варианты будут зависеть как от градуса нарциссичности героя, так и от типа взаимоотношений и вашей собственной личности. В любом случае важно осознать проблему и принять для себя тот факт, что это человек с очень специфическим взглядом на мир, на которого очевидные или убедительные на ваш взгляд аргументы могут не действовать. Если патология сильная — лучше избегать тесных контактов, если черты выражены умеренно, можно попробовать уговорить человека на терапию. Которая, скорее всего, понадобится вам обоим, ведь, как уже было сказано, к нарциссам часто тянет людей с другими невротическими расстройствами, и понять свои психологические погрешности тут не менее важно, чем наладить отношения с родственником или партнером.

Эос

главная